Марксистская эстетика

Оценить
(1 голос)

Действительно, на каком основании можно отрицать красоту, самостоятельную эстетическую ценность самых разнообразных гармоничных природных явлений — животных, растений, минералов и  т. д.? Эти свойства объективно присущи предметам окружающего мира, существуют независимо от нашего сознания. В этом нетрудно убедиться, бросив взгляд на основные тенденции диалектического развития природы, которая стихийно, без какого-либо участия человека, постоянно творит красоту. Великолепие снежинок, игра северного сияния, трели соловья, расцветка оперения многих птиц, грация оленя, мир кристаллов обладают красотой, возникающей в процессе естественного совершенствования природных форм. Среди множества минералов есть драгоценные камни — сапфиры, рубины, аметисты, алмазы и т. д. Академик Ферсман, автор увлекательных «Рассказов о самоцветах», объясняет чарующую игру цвета в гранях этих камней исключительно взаимодействием светового луча и физико-химической структуры минерала. При изменении освещения меняется и цвет драгоценного камня: александрит, темно-зеленый при дневном освещении, при электричестве, как по волшебству, становится малиново-красным; аметист, обычно фиолетовый, при искусственном свете становится кроваво-красным и т. д. Игра цвета доставляет эстетическое наслаждение. Порождена она не нашим сознанием, а физическими свойствами камня, подвергающегося воздействию луча света.

Говоря об эстетическом значении золота и серебра, Маркс отмечал, что эти металлы «представляются в известной степени самородным светом, добытым из подземного мира, причем серебро отражает все световые лучи в их первоначальном смешении, а золото лишь цвет наивысшего напряжения, красный. Чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще»1. Таким образом, золото и серебро не только в силу социальных причин (возникших в исторически более позднее время), но и вследствие своих природных, естественных свойств, действующих на наш орган зрения, вызывают эстетические ощущения, чем. и порождается эстетическое чувство цвета.

Эстетические свойства
Объективная основа
Мера как объективное качество
Эстетическое восприятие
Объективное суждение

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход