Исследования эстетической деятельности

Оценить
(0 голоса)

Исходным моментом исследований Маркса и Энгельса эстетической деятельности и эстетического познания является мысль о том, что они суть грани целостного практического отношения человека к миру. Согласно Марксу и Энгельсу, творчество «по законам красоты» возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. В процессе труда, говорит Маркс, человек своей деятельностью «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой»1. Для того чтобы освоить вещество природы, человек приводит в движение свои естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. «Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»2. Маркс, таким образом, подчеркивает, что в процессе трудовой деятельности человек формируется и развивается не только физически, но и духовно. Специфику трудовой деятельности человека Маркс усматривает в том, что она носит целесообразный характер и осуществляется путем использования им же изготовленных орудий труда. Вследствие этих особенностей труда как раз и формируются духовные способности человека, к числу которых относится и эстетическое сознание.

Касаясь вопроса о происхождении эстетического сознания, Маркс и Энгельс всегда подчеркивают решающее значение практической деятельности. «Предмет искусства — нечто подобное происходит со всяким другим продуктом, — говорит Маркс,— создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета».

Деятельность человека
Методологическое значение
Познавательное значение искусства
Художник-реалист
Способ производства материальной жизни

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход