Художник-реалист

Оценить
(0 голоса)

Согласно Марксу и Энгельсу, та действительность, которую отражает художник-реалист, вовсе не сводится к случайным, преходящим, мгновенно возникающим и исчезающим явлениям. Если художник довольствуется поверхностью чувственно воспринимаемой действительности, ограничивается фотографической передачей того, что непосредственно воспринимается органами чувств, то такой художник, по мнению Маркса и Энгельса, далек от правдивого изображения реального мира. Всякое стремление к фиксации всего случайного, несущественного Маркс считает губительным для настоящего искусства. Согласно Марксу и Энгельсу, искусство только тогда правдиво, когда оно живо передает существенное, закономерное в предмете и явлении, выражает их главные стороны.

Требуя от художника глубокого проникновения в сущность действительности, Маркс и Энгельс в то же время выступают против схематизма в изображении этой действительности. Так, по поводу драмы Лассаля «Франц фон Зикииген» Маркс пишет автору: «основным твоим недостатком я считаю то, что ты пишешь по-шиллеровски, превращая индивидуумы в простые рупоры духа времени». По поводу той же драмы Энгельс советовал Лассалю «за идеальным не забывать реалистического, за Шиллером — Шекспира». Требованием жизненной правдивости пронизан критический анализ «Парижских тайн». Э. Сю, проведенный Марксом, в «Святом семействе».

Большое место проблемы реализма занимают в высказываниях Энгельса. Ему принадлежит классическое определение реализма. «На мой взгляд,— говорит он,— реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»3. Как видим, Энгельс проблемы реализма связывает с вопросом о типичном. Согласно Марксу и Энгельсу, типичное не является ни тощей абстракцией какой-нибудь черты характера, ни натуралистическим «средним», ни «идеальным» Шиллера, а представляет собой диалектическое единство существенных черт, в котором отражается во всем своем богатстве жизнь с ее важнейшими общественными, морально-философскими, идейными противоречиями. С точки зрения Маркса и Энгельса, в типе органически соединяется закономерное и конкретно являющееся, общечеловеческое и исторически преходящее, социально-всеобщее и индивидуальное.

Социальная природа искусства

 Создателям пролетарского мировоззрения общество представляется в виде живой, динамической системы, где различные явления и элементы находятся в постоянном переплетающемся взаимодействии. Поэтому ни одно явление этой системы, согласно Марксу и Энгельсу, не может быть понято в отрыве от других общественных явлений. Это положение имеет силу и по отношению к искусству. Маркс и Энгельс никогда и нигде не высказывались в том смысле, будто искусство не имеет своих, присущих только ему, особенностей. Но в то же время они считали совершенно невозможным правильно понять искусство и литературу исходя только из их внутренних, имманентных законов развития. С точки зрения Маркса и Энгельса, сущность, происхождение, развитие и общественная роль искусства могут быть поняты лишь из целостной общественной системы, внутри которой экономический фактор— развитие производительных сил в сложном взаимодействии с производственными отношениями — играет определяющую, первенствующую роль. Следовательно, искусство, по Марксу и Энгельсу, представляет собой только часть целостного процесса истории, материальную основу которого составляет развитие производительных сил и производственных отношений как двух неотрывных друг от друга сторон способа производства. Маркс выявил скрывавшийся долгое время под идеологическими наслоениями тот простой факт, что люди, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, философией, размышлениями на религиозные темы и т. д., должны производить материальные блага, необходимые для их существования,—пищу, одежду, жилища и т. п., ибо без производства и постоянного воспроизводства материальных благ общество не могло бы просуществовать самое непродолжительное время.

Способ производства материальной жизни
Эпоха социальной революции
Исторический материализм
Героический эпос
Страны, экономически отсталые

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход