Художник и теоретик

Оценить
(0 голоса)

Выдающийся английский художник и теоретик искусства XVIII в. Вильям Хогарт в своей работе «Анализ красоты» писал: «Соответствие частей общему замыслу, ради которого создана каждая отдельная вещь, будь то в искусстве или в природе, должно быть рассмотрено нами, прежде всего, так как оно имеет самое большое значение для красоты целого».

Широко известно, что Чернышевский в своем понимании объективной красоты природы и в оценках эстетических достоинств художественных произведений исходил из тех же требований — соразмерности, целесообразности, гармонии, соответствия содержания и формы, наибольшей полноты выражения свойственных предмету сущности и жизненного назначения.

Таким образом, материалистической эстетике издавна было свойственно признание объективности прекрасного и трактовка его основы как гармонии содержания и формы.

Это важнейшее теоретическое положение развивает марксистская эстетика, о чем свидетельствует известное положение Маркса: «Животное формирует материю только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты» Из этих слов явствует, что «творчество по законам красоты» (а значит, и сами законы красоты, сама красота) связано с восприятием и осмыслением присущей реальным вещам меры, иными словами говоря, их соразмерности, стройности структуры и организации, гармоничности сущности и внешней формы.

Марксистская эстетика
Эстетические свойства
Объективная основа
Мера как объективное качество
Эстетическое восприятие

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход