Гармония

Оценить
(0 голоса)

Когда мы прежде говорили о гармонии как основе, почве эстетического, мы также имели в виду не только прекрасное и вовсе не предполагали тождественность «почвы», «основы» красоты и самой красоты. На «почве» объективной реальности вырастают и прекрасные и безобразные явления. Точно так же не только прекрасное, но и безобразное, не только гармоничное, но и дисгармоничное возникает в эстетическом сознании.

Одно и то же явление (гармоничное или дисгармоничное) качественно различные субъекты могут воспринимать и осмысливать различно (а то и противоположно). Значит, сама оценка объективно существующего предмета непременно субъективна, непременно зависит от характера эстетического идеала. Прекрасное в нашем представлении то внутренне гармоничное, что мы воспринимаем как прекрасное в соответствии с идеалом, а не любое эстетическое проявление. Противоречащее нашему идеалу даже и при условии его внутренней гармоничности воспринимается нами не как прекрасное, а как интенсивное выражение безобразного, как низменное. С другой стороны, иное дисгармоничное может соответствовать нашему идеалу и тем самым воплощать в себе высшую гармонию. Особенно надо здесь выделить вопрос о том, что предметы, не кажущиеся нам прекрасными, в других условиях, в другое время, у других народов представляются таковыми. Известный советский актер Сергей Образцов, съездив во Вьетнам, рассказывал, что в этой стране есть лягушки своеобразной расцветки, всеми считающиеся красивыми. В древнем Египте один из самых почитаемых богов Севак имел голову крокодила.

Особенности человеческого восприятия
Эстетическое сознание
Восприятие природы
Общественное явление
Проблема эстетического идеала

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход