«В обстановке всеобщей революции» (Энгельс) в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре появились титаны художественной мысли и творчества: Шекспир, Сервантес, Рабле, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Величие человека, безграничность его возможностей, красота его тела и могущество мысли стали источником творческого вдохновения. Завоевание заново открытого мира искусством приобрело такой размах, интенсивность, всесторонность, что, только, что вышедшая из средневекового плена эстетическая мысль не успевала обобщать и теоретически осмысливать результаты великого расцвета искусства.
Эстетика Возрождения являет ряд исторически ценных и плодотворных качеств. Она отличалась конкретностью, предметностью; теоретики этого времени выдвинули много эстетических проблем: о художественной правде, об идеале и его связи с жизнью, о роли фантазии в художественном творчестве, об общественном значении искусства.
Эстетические исследования теоретиков Возрождения отличались органической связью теории с художественной практикой. Это имеет принципиальную ценность, так как плодотворная теория всегда есть обобщение практики. Кроме того, это давало возможность выдвигать и решать множество важных вопросов художественного творчества.