Эстетика эпохи реализма

Оценить
(0 голоса)

В сложившихся социально-исторических и идеологических условиях с невиданной прежде силой вспыхнул и расцвел идеализм. Философское первенство от Франции перешло к Германии. Началась эпоха немецкого классического идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Иммануил Кант (1724—1804)—родоначальник немецкой классической философии и эстетики, более решительно, чем кто-либо до него, выдвигает творческую деятельность субъекта как в области познания, так и в искусстве. Он зло критикует механистический материализм, в котором все определено автоматически, извне, в котором нет места субъекту, воле, цели, долгу. «Критика способности суждения» Канта целиком посвящена обоснованию специфики эстетического отношения человека к миру. Это большой вклад Канта в развитие эстетики как науки:

Основные черты кантианской эстетики характеризуются его знаменитыми четырьмя условиями «чистого суждения вкуса» о прекрасном (рассмотрением его без интереса, без понятия, без цели и на «неоснованной на опыте «идеальной норме») и учением о роли гения в художественном творчестве, создающего посредством воображения прекрасное в искусстве. Искусство оказывается у него свободной деятельностью гения. Прекрасное в искусстве творится гением, который связан со свободой, а не с необходимостью. Но принцип свободы есть принцип практического разума. Следовательно, искусство у Канта и оторвано от действительности и практики, поскольку оно является продуктом игры воображения гения, и не оторвано, поскольку оно связано с практическим разумом (мистифицированным пониманием практики), и ценится за моральную значимость, высоту и воздействие. Как мы видим, эстетика Канта, как и вся его философия, является двойственной, противоречивой.

Значение эстетики Канта
Гегель
Ступени развития
Понимание искусства
Теории и история искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход