Понятно, что эстетическое сознание и в самых первоначальных формах, при своем возникновении в условиях первобытнообщинного строя, несло в себе не только объективное начало (не только отражало действительные качества предметов окружающего мира), но и субъективное качество. Однако здесь мы говорим о субъективном как о человеческом вообще, в принципе одинаковом для всех членов первобытной общины, поскольку тогда социально-экономические условия и отношение к средствам производства были у всех одинаковы. На заре человечества люди тоже не автоматически отражали свойства вещей, природы. Они проявляли свой, человеческий подход, сопоставляя предметы внешнего мира с потребностями своей жизни. Естественно, и тогда различия в процессе эстетического восприятия вещей зависели от особенностей индивидуальности, но не были столь резки и остры, как впоследствии, в условиях классовой борьбы и столкновений социально противоположных интересов.
В течение тысячелетий уже не предыстории, а истории человечества вместе с развитием общества в целом развивалось и усложнялось и эстетическое сознание, что нашло особенно яркое выражение в историческом прогрессе различных видов искусства. И если взять сложное, богатое эстетическое сознание современного человека, современного общества, то его невозможно понять без всестороннего учета роли социальных причин.
Мировоззрение, классовая сущность человека, социальные интересы сказываются даже и на эстетической оценке явлений природы. Маркс писал: «Торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала» В «Жизни Клима Самгина» М. Горького декадентка Лидия Варавва пишет матери: «Море совсем не такое как я думала. Это просто большая, жидкая скука. Горы — каменная скука, ограниченная небом. Ночами воображаешь, что горы ползут на дома и хотят столкнуть их в воду, а море уже готово схватить дома. Там плохо спится, мешает прибой. Камни скрипят, точно зубы. Море чавкает, как миллион свиней».