Речь здесь идет, конечно, не о каких-то особых «эстетических свойствах» вещей, а об их естественных, физических свойствах, которые, разумеется, существовали и до появления у человека эстетического сознания и даже до появления человека вообще. Они не равны физическим качествам, они — соотношение содержания и формы вещей, характеризующее предмет в целом.
Вопрос о роли и месте эстетического в жизни людей, об эстетическом отражении социальных явлений представляет значительно большую сложность. И дело не только в том, что сама общественная жизнь более сложна и многообразна, чем жизнь природы, но и в том, что здесь решающее значение имеет борьба противоположных классовых интересов. А это не может не воздействовать на миропонимание человека, а значит, и на его эстетические чувства и представления. Эстетическое в общественной жизни, красота социальных явлений характеризуется разнообразными и тонкими связями со всеми сторонами жизни человека, с развивающимся в течение тысячелетий эстетическим опытом общества, с социально обусловленными эстетическими идеалами, с самыми давними культурными, религиозными, художественными, философскими традициями.
Отличие эстетического в обществе от эстетического в природе, красоты человека от красоты животного или минерала состоит, следовательно, прежде всего в том, что само содержание общественной жизни духовно, что поведение человека .сознательно, обусловлено многообразными социальными связями.