Эстетическая мысль

Оценить
(0 голоса)

Эстетическая мысль всего Просвещения в целом базировалась на материалистическом понимании отношения искусства к действительности, на материалистическом понимании природы эстетического чувства и на прогрессивной, но буржуазно-ограниченной идеологии. Этим объясняется характерное для этой мысли апеллирование к античности и внутреннее колебание между реализмом и классицизмом. Просвещение было мощным идейным направлением XVIII в., охватившим все страны Европы.

В России крупнейшими просветителями были М. В. Ломоносов (1711 — 1765) и А. Н. Радищев (1749—1802). Ломоносов много внимания уделил разработке ряда конкретных вопросов поэтики, особенно поэтического языка. Вслед за ним Радищев материалистически решал основной вопрос эстетики об отношении искусства и действительности, он ратовал за правдивое искусство, проникнутое освободительными идеями, глубоко понимал образную специфику искусства, говорил о социальной обусловленности идеала красоты. Эстетические идеи Радищева нашли продолжение и развитие во взглядах декабристов и А. С. Пушкина.

Одним из самых драматических периодов в истории борьбы между материализмом и идеализмом явился период, последовавший непосредственно за Великой Французской революцией и наполеоновскими войнами, когда утвердившееся буржуазное общество оказалось всецело поглощенным накоплением богатства и конкурентной борьбой. Предсказания просветителей о наступлении «царства разума» рухнули. Одна форма эксплуатации народа сменилась другой. Нищета и неравенство обострились. «Свобода» и «братство» оказались мифом. Духи великой античности, стоявшие у колыбели буржуазного общества, рассеялись. Идеалы лучезарного грядущего потускнели и отодвинулись в сумрачную даль. Итоги грандиозных битв за новый порядок вызвали всеобщее разочарование среди философов, поэтов и художников. Наступила полоса романтизма в искусстве. Учение, идеология и эстетика Просвещения подверглись критике, а новые научные открытия начали пробивать одна за другой зияющие бреши в механистической картине мира, созданной материализмом XVII -—XVIII вв.

Эстетика эпохи реализма
Значение эстетики Канта
Гегель
Ступени развития
Понимание искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход