Деятельность человека

Оценить
(0 голоса)

Чем шире и разностороннее развертывается деятельность человека, чем многостороннее его практическое отношение к миру, тем более развивается и обогащается он сам. Маркс и Энгельс не отрывают эстетическое от познавательной деятельности человека, а рассматривают его как один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него.

Итак, согласно Марксу и Энгельсу, эстетическое освоение мира возникает на основе материально-производственной деятельности человека. Вместе с развитием этой деятельности формируются чувства человека, освобождаясь от животно-образной, инстинктивной формы. Так возникают специфические человеческие потребности, а именно эстетические, которые в свою очередь оказывают обратное влияние на процесс производства.

Окончательное формирование эстетического сознания совершается, когда происходит разделение труда, т. е. когда искусство обособляется от других видов общественной деятельности человека.

Маркс и Энгельс, таким образом, сняли покров таинственности с эстетической деятельности человека. Они впервые научно подошли к решению этой проблемы с диалектико-материалистических позиций. Указав на связь искусства с трудом, Маркс и Энгельс были далеки от той точки зрения, которую развил К. Бюхер в своей книге «Работа и ритм», где искусство рассматривается как простое, механическое следствие материально-трудовой деятельности.

Человеческая практика

Человеческую практику Маркс и Энгельс понимали в самом широком смысле. Это дало им возможность правильно понять отличительное своеобразие эстетического творчества и восприятия, их относительную самостоятельность и законы развития, их активность по отношению к различным областям деятельности общественного человека.

Важно отметить, что основоположники марксизма рассматривали эстетическое в неразрывной связи с познавательной деятельностью человека, равно как и с другими областями человеческой практики, и учили решать проблемы искусства в связи с великими проблемами эпохи.

К- Маркс и Ф. Энгельс о гносеологической природе искусства и проблемах реализма. Классики марксизма неоднократно указывали на познавательный характер художественно-эстетического сознания и отмечали, что одним анализом общественных условий, в которых развивается искусство, ограничиться нельзя.  «Трудность,— говорит Маркс,— заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом» Величие Маркса состоит в том, что здесь он подходит к вопросу с позиций историзма. Греческое искусство сохраняет свое обаяние именно потому, что оно отражает ту ступень истории, которую Маркс называет «детством человеческого общества». «И почему,— спрашивает он,— детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень?».

Методологическое значение
Познавательное значение искусства
Художник-реалист
Способ производства материальной жизни
Эпоха социальной революции

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход