Анализ вопроса

Оценить
(0 голоса)

В связи с анализом вопроса о классовости искусства и роли мировоззрения в художественном творчестве Маркс и Энгельс касаются проблемы тенденциозности. Они всегда ценили прогрессивную тенденциозность. Вместе с тем Маркс и Энгельс были решительными противниками «дурной тенденциозности», которая в их понимании означала голос морализирование, прямую дидактику, превращение образов в «простые рупоры духа времени». Поэтов «Молодой Германии» Маркс и Энгельс как раз критиковали за художественную неполноценность их образов, за то, что недостаток «литературного искусства» они пытались «пополнить» политическими намеками. Понятие истинной тенденциозности хорошо сформулировал Энгельс в письме к М. Каутской: «.я думаю, — писал он, — что тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать.

Величайшая заслуга Маркса и Энгельса заключается в том, что они не только объяснили происхождение идей — политических, философских, моральных, художественных, — но и впервые в истории развития человеческой мысли определили их действительную роль в жизни общества. Идеалисты всегда похвалялись, будто бы только они указали на действенную сторону сознания. На самом же деле они, не зная предметно-практической деятельности как таковой, оказались не в состоянии преодолеть созерцательность старого материализма. Абсолютизируя деятельную сторону познания, они таким путем приходили к отрыву идей от действительности. Идеалистическая сверх активность на поверку оказывалась ярко выраженной созерцательностью.

Искусство как орудие
Заслуга Ленина
Великие русские писатели
Познание мира
Познание жизни в искусстве

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход