Искусство может и не выполнить до конца своей воспитательной роли, если учащийся не получит художественного образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Художественное образование школьников включает как знакомство их с искусством, с прекрасным в действительности, так и их личную творческую самодеятельность.
Учащийся, получая огромное количество впечатлений, перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности. И в этом смысле искусство и детская художественная самодеятельность постоянно обогащают опыт жизненных отношений детей.
Жизнедеятельность организма осуществляется путем возникновения и удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей. Причем в детском возрасте в связи с процессами становления и развития организма возникает ряд специфических, характерных именно для данного возрастного периода потребностей. К их числу, вероятно, следует отнести и те потребности, которые возникают в связи со становлением и развитием органов чувств ребенка и его интеллектуальных сил. Процесс развития органа зрения рождает органическую потребность в упражнении глаза путем переноса зрительных впечатлений на бумагу, воплощения их в предметах лепки и т. п. Процесс развития органа слуха рождает органическую потребность в упражнении слуха путем восприятия и воспроизведения акустических явлений. Процесс развития мышления рождает органическую потребность в упражнении ума, осуществляемого, в частности, за счет творческой художественной деятельности, особенно сильно влияющей на развитие конкретно-образного мышления, пространственных представлений.