Целостность в природе

Оценить
(0 голоса)

Генетика твердо установила, что скрещивание между различными видами принципиально невозможно. А вот древние художники пренебрегали этим правилом, создавая такие формы, в которых сочетались признаки различных видов. Вспомните кентавров, русалок, сфинксов, крылатых ассирийских львов. Все это — своеобразные «гибриды», эстетическая ценность которых заключается не в их красоте, а скорее в фантастической причудливости. Теперь мы можем оценить эстетическое своеобразие форм, но в древнем мире они нередко создавались для устрашения непросвещенного человека.

Почему же подобные формы нам не представляются прекрасными? Очевидно, в силу того факта, что между их различными частями — например, торсом женщины и хвостом рыбы у русалки — нет естественной связи, нет гармоничного единства. Это формы-агрегаты, формы-монтажи, искусственно объединяющие чужеродные элементы.

А вот в естественном организме такой агрегатное, такой механической принужденности пет. Все его части гармонируют друг с другом, образуя законченное, органически целостное единство. Динамичный корпус оленя мы не можем представить на коротких конечностях. Столь же трудно вообразить сороку и чайку, поменявшихся своими крыльями, или грациозный ландыш с десятью лепестками-зубчиками вместо законных шести.

Целостность организма

Взаимосвязанное единство частей в плане его строения является одним из первых признаков красоты. И понять эту красоту, ее происхождение и развитие помогает нам морфология. Не случайно эта паука привлекла внимание великого поэта и эстетика И. В. Гете, который внес свою большую лепту в изучение гармонии частей и целого.

Впервые на научную основу проблему целостности поставил великий зоолог Ж- Кювье, четко сформулировавший следующее положение: «Всякое организованное существо образует целое, единую замкнутую систему, части которой соответствуют друг другу» .

Эволюционная биология берется объяснить механизмы становления целостности. Это очень важно для эстетики потому, что законы красоты интересуют нас не в статичном, а в динамичном аспекте. Недостаточно просто измерить прекрасные пропорции человеческого тела, но надо еще объяснить, как сложились эти пропорции, на основе каких закономерностей. Только путем историко-эволюционного анализа можно вскрыть диалектику красоты с той целью, чтобы выработать научные рекомендации для внедрения законов красоты в самые различные сферы нашей практики.

Какими путями шла эволюция, достигая все большей и большей целостности? Обратим внимание на строение червя. Эстетически неприятно однообразие колечек-сегментов, из которых построено его тело. Это однообразие частей выражает недостаток целостности. Уменьшение однообразия выражается в расчленении тела животного, в дифференциации. Так, тело высших животных дифференцировано на разнообразные участки — голову, корпус, конечности,— между которыми есть строгая гармоничная связь.

Дифференциация и интеграция
Описания амебы
Лист растения
Закономерная форма
Окраска крыльев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход