В этот период советская школа переходит от всеобщего восьмилетнего образования к всеобщему среднему образованию, совершенствуя систему политехнического обучения, формы и методы воспитательной работы. Задача формирования коммунистического мировоззрения, воспитания творческой активности трудящихся предъявляла повышенные требования и к эстетическому воспитанию.
В 1955 г. под редакцией профессора В. Н. Шацкой вышла книга «Общие вопросы эстетического воспитания в школе», в которой было дано развернутое определение содержания и сущности самого исходного понятия. «Советская педагогика,— говорится в этом труде, — определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, общественной жизни, труде, в явлениях искусства. В понятие эстетического воспитания советская педагогика включает также воспитание потребности и способности посильно участвовать в создании красоты в жизни и в искусстве» .
За последнее десятилетие практической реализации основных положений советской теории эстетического воспитания способствовало введение факультативов по эстетике в школе, введение «эстетического воспитания» как специальной дисциплины в профтехучилищах, курса марксистско-ленинской эстетики в вузах, организация в сельскохозяйственных и педагогических институтах факультетов общественных профессий, совершенствование сети культурно-просветительных учреждений, университетов культуры, расцвет художественной самодеятельности и многое другое.