Самостоятельные творческие работы по закреплению полученных знаний (изложение, различные типы сочинений) являются как бы итогом всей многоплановой сложной работы по изучению художественного произведения.
На уроках литературы возможно использование и художественных репродукций, причем не только в качестве иллюстративного материала, по и теоретико-познавательного. Уместны также прослушивания грамзаписей и просмотр экранизаций художественных произведений, по при том непременном условии, что они будут способствовать углубленному пониманию идейно-художественного и эстетического значения и смысла литературного произведения, а не подменять его.
Уроки истории
Специфика этого предмета позволяет планировать использование материала в эстетических целях в строгой хронологической последовательности.
На протяжении всего курса обучения в школе перед учащимися проходит длительный путь развития человечества от низших ступеней к высшим. Уже в начальных классах они убеждаются в том, что историю делают не цари и фараоны, а парод, что материальная и духовная культура и в целом общественный прогресс есть плод тысячелетних усилий человека. Постепенно, при умелой постановке преподавания учащиеся начинают осознавать, что общественно-историческая и трудовая практика человека — это организованная и упорядоченная деятельность, направленная на поддержание жизни в ее развитии к более совершенным формам, что благодаря ей он воспитал в себе специфическую человеческую чувственность, развил способность творить, формировать материю «по мерке любого вида».
Тематика уроков по истории древнего мира соприкасается в ряде случаев с вопросами происхождения искусства, его развития на первых этапах. Уместным представляется говорить здесь не только о генезисе искусства, по и о многофункциональных связях искусства с жизнью общества. Важно подчеркнуть при этом классовый характер искусства, тенденцию к постепенному отчуждению искусства от народа в условиях господства эксплуататоров.