Под самостоятельностью труда учащихся следует понимать вызываемую различными способами их мыслительную активность. К. Д- Ушинский писал: «Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать — трудно» . Педагог должен всемерно развивать активность мышления учащихся. Работа эта требует большого педагогического такта, умения и мастерства. Необходимо, чтобы учащиеся ощущали результаты своего труда. Только исходя из этого принципа, можно дать ученикам, почувствовать смысл и красоту умственного труда, привить «вкус» к самостоятельному мышлению.
Интеллектуальная деятельность должна присутствовать во всех видах и па всех этапах учебного процесса. Даже при объяснении нового материала, когда учащиеся в основном оказываются в положении «пассивных слушателей», опытные педагоги умеют активизировать мысль учащихся: они постоянно опираются па их опыт и знания, обращаются к ним «за помощью», учат делать самостоятельные выводы, вместе с ними приходят к научной истине, обосновывают то или иное научное положение. Без активной мысли учащихся нет самого процесса умственного труда, а есть лишь в лучшем случае механическая работа памяти. Следовательно, активная интеллектуальная деятельность учащихся в процессе обучения — первое и непременное условие его эстетической значимости. Только при наличии работы мысли создается увлеченность учебным процессом, возникает несомненный эстетический эффект.