Материал естественных наук

Оценить
(0 голоса)

Для успешного осуществления эстетического воспитания на материале естественных наук чрезвычайно важно решение вопроса о соотношении категорий «красоты» и «пользы». Есть немало специальных эстетических работ, в которых утверждается, будто тезис о свободе эстетического наслаждения от сугубо практических стремлений и намерений людей в наше время представляется явным анахронизмом. Почему? Оказывается, потому, что якобы сфера эстетического небывало сблизилась с народной жизнью, с созидательным трудом, общественной практикой. Если говорить о связи пользы (человеческой) и красоты, то такая обязательная связь существует только в продуктах человеческого труда, где польза представляет субстанцию красоты вещи. Но все дело в том, что ни польза сама по себе, ни сознание пользы не рождают эстетического чувства. Польза здесь присутствует в снятом виде. Польза должна воплотиться в целесообразную форму. И этого еще мало для красоты предмета: форма, чтобы стать красивой, должна приобрести чувственно-выразительный облик.

Природа в своих творениях (за исключением самого человека) не предусматривает человеческой пользы и, однако, в благоприятных условиях создает организмы по законам красоты. Эта польза, как, например, съедобного гриба, не входит в меру предмета и поэтому не может быть критерием красоты.

Красота в животном царстве не есть что-то мистическое и по природе своей таинственное. Она является в прямом смысле выражением пользы. Но эта польза совершенно свободна от практических, утилитарных интересов человека. Можно сказать, что красота празднична, но не праздна.

Роль естественного отбора
Природоведение
Понятия и представления о многообразии эстетических форм
Виды спорта
Педагогический процесс

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход