В процессе разнообразных упражнений по лексике и стилистике необходимо прежде всего научить учащихся отбирать из имеющегося в их распоряжении языкового материала нужные слова, словосочетания, составлять правильные языковые конструкции, стройно и последовательно излагать свои мысли. При этом учитель должен непременно заботиться о том, чтобы учащиеся понимали, что письменная и устная речь — не одно и то же. Каждая из них имеет свои отличительные особенности. В письменной речи логичность передачи мысли зависит от точного подбора слов, ясности и простоты конструкций, а также от четкости целостной структуры изложения. В устной же речи, кроме этого, на помощь приходят интонация, ритм, тембр, дикция и т. д.
Очень важно научить учащихся правильно пользоваться словом. Эмоционально насыщенное, полное жизни и страсти слово всегда захватывает, волнует, побуждает к действию, и наоборот, когда оно лишено этих качеств, оставляет равнодушным.
Огромное значение для овладения языком, для развития правильной речи имеет изучение художественной литературы.
Литература в большей мере, чем какое-либо другое искусство, воздействует не только на чувства, но и на разум ученика. Опираясь на опыт и многосторонние связи прошлого, она раскрывает «текучесть» человеческих характеров как поток жизни. Субъективный взгляд художника органически переплетается в ней с логикой жизни. Возникающие в момент восприятия художественной литературы ассоциации усиливают смысловую нагрузку слова за счет собственного опыта.