Красота физической природы имеет свои особенности

Оценить
(0 голоса)

И все-таки она сравнительно проще, нежели красота жизни, наиважнейшим признаком которой является самоорганизация. И в этой особенности жизни лежит ключ для расшифровки ее замечательной красоты. Ведь важным моментом прекрасных форм является их организованность, противостоящая дезорганизации, их конструктивность, противоположная бесструктурности.

Самоорганизованность можно считать одним из условий появления прекрасных живых форм. Она не только воплощается во внешнем облике живого, воспринимаемом нами непосредственно, но и образует систему взаимосвязанных уровней организации, идущих от тончайших клеточных структур до биосферы в целом. Можно утверждать, что на каждом из этих уровней действуют эстетические закономерности.

В биологической систематике жизнь делится на четыре основные группы: одноклеточные и многоклеточные, животные и растения. В каждой из этих групп мы встречаем огромное количество прекрасных форм, хотя порой не подозреваем, сколько богатств затаено перед нами в таких эстетически малопопулярных группах, как одноклеточные и многие беспозвоночные. Быть может, одной из вершин конструктивного творчества природы являются радиолярии, представители простейших, о красоте и своеобразии которых говорили Ф. Энгельс и Ч. Дарвин, Э. Геккель и А. Брэм. Ф. Энгельс отмечал, что радиолярии «. в необычайной степени развили геометрическую правильность раковины»1. Большой вклад в изучение радиолярий внес русский биолог В. Т. Шевяков, слова которого вспоминает его ученик Ф. Ф. Талызин: «Да, скелет радиолярий поистине изумителен. Состоит он из кремнезема и сернистого стронция. Скелеты многих радиолярий с большой точностью повторяют сложнейшие геометрические фигуры»2. Красота животного далеко не всегда зависит от высоты его эволюционного уровня. Прекрасное мы можем обнаружить у лее в исходных звеньях эволюционного процесса, поскольку законы красивой формы — гармония, целостность,  организованность — являются едиными для всей жизни.

Своеобразна красота растений

 Эстетические закономерности проявляются и в их целостном облике, и в отдельных морфологических частях — корне, стебле, листе, цветке, плодах. Не случайно это перечисление мы начали с корня. Откопайте как-нибудь растение, известное в ботанике под названием «раковые шейки», а в народе зовущееся «змеевиком». Его волнообразно изогнутый корень как бы воплощает «линию красоты», о которой писал известный эстетик В. Хогарт.

Закономерна структура стебля растений. У осок он всегда имеет три-четыре грани, а у норичника стебель образует узковытянутый четырехгранник. Великолепны ребристые стебли зонтичных, прекрасны мощные стволы деревьев. Еще больше красоты и разнообразия мы находим в структуре листовых пластинок и конечно же в цветах растений.

И в красоте растений тоже нет прямой зависимости от высоты эволюционного уровня. Разве не прекрасна глубокая чеканка лишайника пульмонарии, или вайи папоротника, или ажурная башенка полевого хвоща? Эволюционная систематика растений начинается лютиковыми и кончается сложноцветными. Но кто скажет, что лютик или аконит менее прекрасны, чем василек или ястребинка? Приняв эволюционную высоту за критерий прекрасного, мы будем вынуждены вычеркнуть из списка прекрасных форм и грациозную елочку плауна, и зодчество морских кораллов, и динамическое великолепие рыбы.

Эстетики-субъективисты
Основные закономерности
Единство в разнообразии
Современная наука
Единство в различных процессах

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход