Эволюция

Оценить
(0 голоса)

Все в мире развивается, эволюционирует. Развивались под контролем естественного отбора и архаичные перепончатокрылые, положившие начало современным видам пчел. В их примитивных сотах еще не было ни строгой геометрии, ни предельной оптимальности. Но если эти постройки мы поставим в исторический ряд, то явно заметим тенденцию совершенствования, линию биотехнического прогресса. Естественный отбор поддерживал наиболее целесообразные формы, отметая менее удачные варианты. Так исторически складывалась целесообразность, достигалась гармония. Исторически, путем развития, а не по божественному предписанию, как утверждали эстетики-телеологи.

В задачу современной бионики входит познание целесообразных природных систем с целью использования их в технике. Эстетика далеко не равнодушна к этим поискам бионики. Ведь есть реальная возможность использовать те или иные эстетически ценные решения природы в архитектуре, дизайне, в других областях предметной деятельности человека. Уже есть здания, структурно воспроизводящие те строительные схемы, которые природа с целесообразной оптимальностью и математической точностью реализовала в различных раковинах; существуют па редкость прочные перекрытия, механика которых была подсказана изучением паутины; возводятся трубы, воспроизводящие архитектуру стебля злакового растения. Все это говорит о том, что эстетические исследования природной целесообразности могут иметь в виду не только теоретические, но и практические цели.

Мера в природе

Иногда может сложиться философски ошибочное мнение, что размеры всех красивых высокоразвитых растений и животных как бы специально подогнаны для человеческого глаза. В самом деле, мы нигде не встретим дерево высотой в километр, а позвоночное животное нет необходимости рассматривать в микроскоп. Устанавливая величину своих форм, природа, конечно же, не имела в виду интересы человека.

В наиболее сложных процессах формообразования,- протекающих на нашей земле, действует единый закон меры. Эта мера связана с гравитационным полем пашей планеты, сила которого как бы сдерживает потенциально бесконечный рост дерева, накладывает на него определенное ограничение и запреты. Под влиянием этой меры сложились не только многие формы природы, но и отчасти сама структура нашего восприятия, а значит, и пашей предметной деятельности. Строя здание, мы всегда учитываем меру земного тяготения. Кроме того, нам удается найти оптимальные размеры, оптимальные пропорции, импонирующие нашему эстетическому чувству. И эта оптимальность тоже связана со структурой того пространства, в котором мы живем и работаем, с его мерой. Вот почему на Луне будут действовать несколько иные закономерности формообразования, отвечающие уже иной мере, иному гравитационному режиму.

Единство качества и количества
Генетика
Внутренняя мера
Целостность в природе
Дифференциация и интеграция

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход