Эстетики-субъективисты

Оценить
(0 голоса)

Глубоко неправы те эстетики-субъективисты, которые утверждают, что красота на нашей земле появилась лишь вместе с человеком. Прекрасную отповедь подобному субъективизму дает Ч. Дарвин в своей гениальной работе «Происхождение видов путем естественного отбора». Ученый говорит о глубоких основах прекрасного в эволюции жизни, об историческом чередовании форм в развитии красоты: «Если прекрасные предметы были созданы исключительно для удовлетворения человека, то следовало бы доказать, что до появления человека на земле было менее красоты, чем до его выхода на сцену» Свой замечательный тезис Дарвин иллюстрирует раковинами вымерших аммонитов и панцирями диатомовых водорослей, эстетические достоинства которых мы можем оценить благодаря палеонтологии. Красота живых форм, по мнению великого эволюциониста, «исключительно зависит от симметрии роста»2, т. е. имеет объективное основание. В своей критике Ч. Дарвин глубоко прав, поскольку субъективизм порождает пренебрежительное отношение к природе и нездоровый эгоцентризм.

Критика субъективизма не означает игнорирования роли субъективного фактора в восприятии красоты природы. Например, наше отношение к млекопитающим обычно всегда имеет антропоморфный («очеловечивающий») оттенок. Будучи эволюционно и морфологически особенно близкими к нам, млекопитающие вызывают у человека особую симпатию, особое расположение. Люди невольно переносят па поведение животных свои чисто человеческие представления и критерии. Иногда такой антропоморфизм может иметь положительный смысл, особенно в художественном творчестве и повседневном осознании нашей этической ответственности перед миром животных. Но часто он наносит непоправимый вред, искажая подлинную картину природы и приводя не только к различным суевериям, но порой и к серьезным научным ошибкам.

Горизонты красоты в природе воистину бескрайни. Но есть нечто общее, что соединяет рост живого дерева и разбегание дальних галактик, передачу генетической информации и виртуальные процессы в элементарных частицах. Это общее, по словам В. И. Ленина, есть универсальная «.закономерность вечно движущейся и развивающейся природы»3. Одна из задач эстетического воспитания заключается в раскрытии универсального характера действия законов красоты, пронизывающих и космологические процессы, и органическую эволюцию, и созидающий труд человека. Людям не безразлично, в каком мире они живут. Красота действительно космична, и универсальность ее законов является лучшим аргументом против узости субъективизма.

Основные закономерности
Единство в разнообразии
Современная наука
Единство в различных процессах
Эволюция

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход