Единство симметрии и асимметрии порождает красоту. Вспомним, что законы симметрии особенно пристально исследовались европейскими эстетическими школами. А вот в Японии создана целая эстетика асимметрии, эстетика живого и разнообразного порядка, столь восхитительно воплощающегося в японском искусстве икебане. И эти две концепции красоты — европейская и японская — отнюдь не противоречат друг другу. Приглядевшись к любой прекрасной природной форме или произведению искусства, мы заметим в них диалектическое сосуществование симметрии и асимметрии. Если бы мир был абсолютно симметричен, то в нем царствовала бы скука.
Гармония есть результат эволюционного становления природы. Гармоническому состоянию в любом случае всегда предшествует такое состояние, в котором еще нет упорядоченности и красоты. Об этом особенно наглядно свидетельствуют нестационарные процессы во Вселенной, где на смену бурным взрывным явлениям — вспышкам сверхновых звезд или сжатому состоянию вещества в квазарах — приходят относительно стабильные объекты типа спиральных галактик или планетных систем, в которых момент гармонии, безусловно, преобладает.