Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание в семье ребенка

Эстетическое воспитание в семье ребенка

Эстетическое воспитание в семье ребенка
Эстетическое воспитание в семье ребенка начинается в первые годы его жизни. Развитие его эстетических эмоций протекает в нем одновременно с развитием физических и умственных способностей. Оно должно строиться с учетом индивидуальных особенностей. Экспериментальные и научно-теоретические результаты последнего времени подтверждают мысль о том, что в этот период умственное развитие ребенка идет особенно бурно. Знания, полученные в раннем возрасте, надолго сохраняются в его памяти. Общепризнанна способность детей к довольно сложным формам восприятия — к воображению, фантазии, к образному мышлению. Обращает на себя внимание сила детских впечатлений, их живучесть и долговечность.
Эстетическому воспитанию в этом возрасте способствует также предметность и конкретность восприятия, повышенная…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Представители советской педагогической и психологической наук в свое время очень много сделали для опровержения мнения зарубежных теоретиков об отсутствии у детей дошкольного возраста эстетической восприимчивости, что эта способность якобы результат более позднего воспитания. Процесс становления таких эстетических чувств, как чувство цвета, формы, ритма, протекает у детей одновременно с развитием и обогащением зрительной и слуховой восприимчивости вообще. Поэтому дошкольный возраст особенно благоприятен для воспитания культуры эмоций, развития эстетических чувств. Не случайно ученые, педагоги, детские писатели обращают особое внимание па необходимость эстетического воспитания именно в раннем детстве.
Первоначальные эстетические реакции у детей проявляются в их отношении к самым простым будничным вещам: игрушкам,…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
При организации детского быта следует особое внимание обращать на цветовое оформление комнаты, окружающих вещей и предметов. Чувство цвета у детей развивается . раньше других эстетических чувств; кроме того, в первые годы жизни восприятие цвета сопровождается у них повышенной эмоциональностью. Никакие другие свойства предметов не вызывают такой интенсивности эмоций, как яркие, броские цвета: они для детей самые красивые. Но как бы они ни любили все яркое, не следует злоупотреблять этим, потому что чрезмерная яркость возбуждает нервную систему, утомляет зрение и вообще влияет на цветоощущение. Это не означает, что детей нужно лишать ярких впечатлений. Обычно рекомендуется оформлять комнату так, чтобы яркие вещи…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Семья располагает многими средствами эстетического воздействия, но одним из главных в дошкольном возрасте является игра. Родители часто недооценивают и не используют все воспитательные возможности игры, смотрят на нее только лишь как на забаву, развлечение для ребенка. А между тем игра — это первая его активная деятельность, без которой невозможно нормальное физическое и духовное развитие, особенно в первые годы жизни. А. М. Горький считал, что игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Дети познают мир в игре поразительно многообразно, одновременно с познанием развивается их восприятие, наблюдательность, способность чувствовать.
Предоставляя ребенку возможность играть, родители…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Вообще вопрос о способности детей воспринимать форму является одним из сложнейших. Советские физиологи и психологи на основе изучения высшей нервной деятельности доказали, что под влиянием окружающих предметов и в процессе деятельности, в частности игры, простейшие различия предметов по форме наблюдаются довольно рано, примерно к середине первого года. При развитии чувства формы нужно помнить, что сначала ребенок воспринимает лишь резко выраженные признаки формы. Умение анализировать и схватывать форму предметов, улавливать целесообразность формы или, напротив, чувствовать уродливость формы развивается гораздо труднее, чем чувство цвета, и главным образом в процессе деятельности, причем деятельность должна все время усложняться от осязания предметов к лепке, конструированию…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Развитие чувства формы теснейшим образом связано также и с развитием речи ребенка. Описание формы с помощью выразительных слов тоже способствует зрительному восприятию. И если упорно заниматься с детьми, то к старшему дошкольному возрасту они уже довольно свободно воспринимают пространственные свойства объектов, без чего, как известно, не может быть эстетического постижения предметов, в процессе которого происходит не чисто внешнее схватывание формы, а осознается ее целесообразность, красота.
У игры есть еще одно очень большое достоинство — она развивает творческие способности ребенка. На первых порах дети просто играют в то, что видят вокруг, они как бы копируют жизнь взрослых. Но, подсказывая детям темы…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Участие родителей в игре доставляет детям особую радость. Но и для родителей игра является хорошей школой изучения своих детей. Достаточно понаблюдать за детьми или поиграть с ними, чтобы почувствовать внутренний мир ребенка, узнать его пристрастия, увлечения. Без такого знания своих детей невозможно правильное их эстетическое воспитание.
Игра — основная форма жизнедеятельности ребенка в первые годы его жизни. Но было бы грубой теоретической и практической ошибкой отрицать и запрещать детям играть в школьные годы. Удовольствие, получаемое от игры, настолько велико, что дети еще долго играют в свои дошкольные любимые игры, они с трудом расстаются со своим детским миром, с теми чувствами…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Немаловажным фактором эстетического воспитания детей в семье является природа. Ошибаются те, кто думает, что природа приносит детям только здоровье, что красота природы недоступна малышам. Не случайно крупнейшие теоретики воспитания рассматривали общение с природой, близость к природе как одно из условий нормального духовного развития детей. Видный русский педагог П. Ф. Каптерев в конце прошлого века писал о том, что «дети должны рано" и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувствования, которые она возбуждает в каждой живой душе», что «детям самим нужно видеть восход и закат солнца, луну, словом, нужно слиться с природой…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Эстетическое богатство природы становится доступно детям довольно рано. Вместе с чувством цвета приходит реакция на яркое солнце, голубое небо, на снег, на зеленую травку, цветы, листья. Трудно найти другой мир, который бы мог открыть ребенку такое эстетическое богатство, какое воплощено в растительном и животном мире. Но приобщая детей к красоте природы, нужно знать, что дети не сразу схватывают общую картину природы, пейзаж, они идут к этому восприятию от конкретных впечатлений, вызванных отдельным цветком, листиком, веткой, деревом.
Раскрывая перед детьми эстетические особенности природы, необходимо помнить, что природа не только живописна, по и музыкальна, что природу можно и нужно не только видеть,…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
И конечно, ничто не может сравниться по действенности воздействия с прогулками и выездами па природу, они должны быть как можно чаще. В этих целях можно особенно плодотворно использовать лето, когда городских детей вывозят на дачу, а сельские большую часть времени проводят в лесу, на природе.
Важнейшая особенность природы — неисчерпаемость ее эстетической ценности, постоянное обновление, отсутствие штампов, повторяемости, первозданиость, свежесть и неповторимость ее красоты. В природе не бывает двух одинаковых гор, одинаковых цветов, двух одинаковых закатов. Даже давно знакомые места каждый раз предстают по-новому, таят в себе новое очарование. Вот почему природа — вечный источник красоты. Это все необходимо учитывать,…
Опубликовано в
Эстетическое воспитание в семье ребенка
Главное Меню
- Главная
- Выполнение родительских обязанностей - часть повседневной жизни
- Рост и развитие ребенка до года
- Чудесный возраст (12—24 месяца)
- Трудный возраст (24—36 месяцев)
- Раздражительный ребенок (36—48 месяцев)
- Нет семей, у которых всё идеально
- Как бороться с плохим поведением
- Как стимулировать хорошее поведение
- Что еще вам нужно знать
- Закаливание маленьких детей
- Эстетическое воспитание