У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционноаллергические болезни, а у школьников — травмы, заболевания уха, нервные болезни.
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического развития на 2—4 года, так и отставание на 1—З. года. Вместе с тем в раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм, учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или уровень здоровья ребенка.
Уровень физического развития имеет существенное значение в возникновении заболеваний. Дети дошкольного возраста с нормальным физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень заболеваемости всего контингента (взятогоза 100 %) на 1м году жизни на 4—6 %, на 2м и 3м — на 16,6 %, на 4м и 5м — на 9,8 %, на 6м и 7м — на 7,8 %.